АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико–мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (поля 21,37). В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвало повышенной тормозимостью слуховых следов.

Для акустико–мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3-4 не связанных по смыслу слов. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико–гностического компонента. Нарушение номинативной функции речи проявляется в трудностях при назывании, подборе слов собственной речи в рассказах по картинкам. Аграмматизм при акустико–мнестической афазии характеризуется смешением флексии глаголов и существительных в роде и числе. Высказывание отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки».

При акустико–мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При данном виде афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы являются преодоление нарушений слухоречевой памяти, восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В преодолении речевых расстройств при акустико-мнестической афазии логопед использует механизмы кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета, введение слова в различные контексты, составления внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слуховой нагрузки.

Восстановление слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по форме предметов, в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения. Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е. путем уточнения и систематизации их значений.

Восстановление письменного высказывания является одной из форм закрепления доступных результатов по преодолению амнестических расстройств.

Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существительных местоимений существительными, составления фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, ставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

ДИАГНОСТИКА.

Акустико-мнестическая афазия характеризуется наличием нескольких центральных механизмов, лежащих в основе ее возникновения: нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительных предметных образов-представлений.

При данной форме афазии дефект проявляется в потере способности к удержанию в памяти воспринятой на слух информации.

В собственной речи больных – словарный дефицит.

Экспрессивная речь. Экспрессивная речь представлена короткими фразами, но они разнообразны по своей лексико-грамматической структуре. Особо трудно для больных – продуцирование малоиспользуемых слов. Трудности в назывании предметов.

Письменная речь. Письмо опережает устную речь.

Пересказ. Пересказ затруднен. Качество будет зависеть от длины и сложности.

Чтение. Чтение как функция не страдает.

Счет. Дефекты счета, обусловленные трудностями удержания в памяти арифметических действий.

КОРРЕКЦИЯ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Задачи коррекционной работы: преодоление нарушений слухоречевой памяти, восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В коррекции используется механизм кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета, введения слова в различные контексты, составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный оббьем слухоречевой нагрузки.

Стадии восстановительной работы.

I. Восстановление слухоречевой памяти.

1.с опорой на зрительное восприятие.(Перед больным выкладывается серия предметных картинок, различных по смысловой взаимосвязанности, и дается задание выбрать из них два, три предмета. В связи с тем что в речи слова связаны замыслом высказывания, то вначале среди «случайно» подобранных картинок с изображением, например, зайца, тарелки, стола, ружья, леса и т.д.предлагается показать предметы, которые могут быть вписаны в ту или иную ситуацию, например, вилку, стол, огорец или лес, охотника, зайца и т. д.

загрузка...

2. предметные картинки используются в виде стопки. Больной, прослушав серию названий предметов, находит их изображения и откладывает в сторону.

3 слуховые диктанты – предлагаются фразы, состоящие из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

II. Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения.

III. трудности нахождения нового слова преодолевается путем расширения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е.путем уточнения и систематизаций их значений. Для этого слово «обыгрывается» в различных фразеологических контекстах, ведется работа по пониманию многозначности слова (например, слов ручка, ключ, машина, песок), по уточнению смысла синонимов, антонимов и омонимов.

IV. Восстановление письменного высказывания

V. Преодоление нарушения согласования в роде и числе главных членов предложения – замена существительных местоимениями и местоимений существительными, составление фраз по опорным словам, заканчивание предложений, вставка пропущенных предлогов.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 14 = 15