Аргументы за и против тарифов

В большинстве случаев торговые ограничения не отвечают интересам отдельных стран и мира в целом. Поэтому подавляющее большинство экономистов выступают за их отмену. Однако ни одна страна в мире не придерживается политики свободной торговли в чистом виде.

По вопросам введения торговых ограничений в обществе нет единства интересов. Большинству нации они не выгодны, отдельным группам – выгодны. Как правило, эти группы лучше организованы – профессионально и географически. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся аргументы, выдвигаемые сторонниками ограничений.

1. Защита своих рабочих мест. "Купляйце беларускае!". Особенно этот лозунг популярен в период спада.

Действительно, увеличение импорта приводит к сокращению рабочих мест в стране А, но в то же время создает новые рабочие места – дилерское обслуживание импортной техники.

Импорт страны А одновременно есть экспорт страны В. Действия по принципу "Разорю соседа" ухудшают положение страны В. У нее не будет денег для покупки товаров в стране А. В результате производство и занятость в ее экспортных отраслях сократятся (а в этих отраслях она имеет сравнительное преимущество). Ресурсы из них переместятся в менее эффективные, но защищенные ограничениями отрасли.

Страна В предпримет ответные действия, ограничив экспорт страны А. В результате сократится объем мировой торговли, снизятся доходы и занятость во всех странах.

2. Таможенные пошлины как средство пополнения бюджета, поскольку их легче собрать, чем налоги. Для менее развитых стран со слабым правительством этот аргумент довольно важен.

3. Диверсификация ради стабильности. Высокоспециализированная экономика, особенно монокультурная, сильно зависит от различных случайностей. Поэтому необходима диверсификация – развитие новых отраслей с их обязательной защитой пошлинами и квотами. – Но к развитым странам этот аргумент слабо применим, а при монокультурной экономике обрабатывающая промышленность может оказаться очень неэффективной.

4. Необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции.

Но трудно определить, какую отрасль следует защищать. Тарифный зонтик способствует консервации отсталости. Да и подобные прецеденты создают плохой пример для других отраслей. Поэтому разумные правительства торговым ограничениям должны предпочитать прямые субсидии.

5. Необходимость защиты от демпинга. Во многих странах демпинг запрещен. Но сами низкие цены на импортные товары часто являются результатом не демпинга, а сравнительных преимуществ.

6. Военно-политические аргументы – необходимость обеспечения обороны. Здесь ограничения касаются как экспорта, так и импорта. В плане импорта и в этом случае более эффективными признаются не торговые барьеры, а прямые субсидии оборонной промышленности.

Большую роль в либерализации внешнеэкономических отношений в последние десятилетия играют международные экономические организации – МВФ, МБРР, ГАТТ-ВТО, а также интеграционные процессы.

Тема 4. Нетарифные методы регулирования международной торговли

1. Количественные ограничения. Квотирование. Различия импортной пошлины и квоты. Лицензирование. "Добровольные" ограничения экспорта.

2. Скрытые методы торговой политики. Технические барьеры. Внутренние налоги и сборы. Политика в рамках государственных закупок.

3. Финансовые методы торговой политики. Субсидии и их виды. Экспортные кредиты. Демпинг и его классификация. Антидемпинговая пошлина.

4. Неэкономические методы регулирования международной торговли. Торговые договоры. Правовые режимы и их виды.

1. Количественные ограничения. Квотирование. Различия импортной пошлины и квоты. Лицензирование. "Добровольные" ограничения экспорта.

Количественные ограничения – форма нетарифного государственного регулирования внешней торговли, определяющая количество и номенклатуру экспортируемых и импортируемых товаров. Важнейшие инструменты – квота, лицензия, "добровольные ограничения" экспорта.

Квота (контингент) – максимальная сумма или количество товаров, которое может быть импортировано в страну или экспортировано ею за определенный период. (Экспортные квоты часто запрещаются международными соглашениями. Но все же применяются либо странами ОПЕК, либо странами, имеющими дефицит этих продуктов на внутреннем рынке).

Отличия импортной квоты от импортного тарифа состоят в следующем:

1. В случае увеличения спроса на данный товар квота удержит импорт на неизменном уровне, но цена его на внутреннем рынке повысится. Увеличатся его внутреннее производство и потребление. Тариф же сохранит неизменную цену на товар, но объем импорта увеличится.

2. Решение о введении тарифов обычно принимается Палатой Представителей, Конгрессом и т. д. Квот – нет.

загрузка...

3. Тариф распространяется на всех, квота зависит от конкретного государственного чиновника. Поэтому возможны злоупотребления, взятки.

В условиях свободной торговли при цене Pм внутреннее производство товаров Q1; внутреннее потребление Q4 .

Q4 – Q1 = импорт.

Страна решает ограничить импорт, вводит квоту Q3 – Q2 . Цена растет до P1, внутреннее потребление сокращается до Q3, внутреннее производство увеличивается до Q2 .

Импорт = Квоте = Q3 – Q2 .

Потери потребителей составят a + b + c + d.

а – выигрыш производителей.

В случае с введением тарифа С переходит государству. В случае с квотой – импортирующим компаниям. Они покупают товар по мировой цене Рм, а продают по Р1 .

Чтобы перехватить часть или весь С, государство продает лицензии на право импорта.

Изменения, происходящие при увеличении спроса:




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 54 = 56