АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА СТАЦИОНАРНОГО ПАРОВОГО КОТЛА

Основными причинами аварий при эксплуатации па­ровых котлов являются: упуск воды, превышение давле­ния, нарушение водного режима, дефекты изготовления и ремонта. Анализ причин аварий показывает, что они являются следствием неудовлетворительного надзора за эксплуатацией паровых котлов со стороны администра­ции предприятий, недостаточной квалификации рабочих,

Обслуживающих котлы, и низкой трудовой дисциплины.

Аварии, вызванные уиуском воды, происходят из-за того, что машинисты оставляют работающие котлы без надзора (уход из котельной, сон во время дежурства) или в результате неправильных действий машинистов при обслуживании котла.

В отдельных случаях последствия аварий усугубля­лись неправильными действиями машинистов, произво­дящих питание котла водой после обнаружения упуска воды.

Основной причиной аварий, связанных с превышением давления в котле выше допустимого, является работа котлов с неисправными и неотрегулированными предо­хранительными клапанами (или отключенными с по­мощью заглушек, или заклиненными) и неисправными манометрами.

Применение воды с повышенной жесткостью для пи­тания котлов влечет за собой образование накипи, пе­рерасход топлива и увеличение расходов на ремонт и чистку котлов. Известно, что накипеобразование может привести к аварии котла из-за пережога металла по­верхностей нагрева и барабанов котла. Поэтому пра­вильный водный режим следует рассматривать не только с точки зрения повышения экономичности котельной ус­тановки, но и как важнейшее профилактическое меро­приятие по борьбе с аварийностью.

Аварии паровых котлов происходят редко, но в от­дельных случаях они сопровождаются травмированием людей, вызывают разрушение зданий и наносят значи­тельный материальный ущерб.

Котел следует остановить немедленно в аварийных случаях, если:

Давление поднимается выше разрешенного (болеечем па 10 %) и продолжает расти, несмотря на прекращение подачи топлива и уменьшение тяги и дутья и усиленное питание его водой;

Произошел упуск воды из котла (в этом случае под­питка котла водой категорически запрещается);

Уровень воды в котле быстро понижается, несмотря на усиленное питание его водой;

Уровень воды поднялся выше верхней кромки водо- указательного стекла (или выше верхнего водопробного крана) и продувкой котла не удается быстро снизить его;

Не действуют все питательные устройства; не работа­ют все водоуказательные приборы или 50 % предохра­нительных клапанов;

В основных элементах котла (барабане, коллекторе^ камере, огневой коробке, кожухе топки, трубной решетке и т. п.) обнаружены трещины, выпучины, неплотность сварных швов, разрыв труб, обрыв двух и более находя­щихся рядом связей;

Расплавлена контрольная пробка; повреждены элементы котла или обмуровки, создаю­щие опасность для обслуживающего персонала;

Прекращена подача электроэнергии при искусствен­ной тяге;

Возник пожар в котельной.

Аварийными условиями, связанными со сжиганием газового и жидкого топлива, при которых котел должен быть остановлен действием технологических защит или обслуживающим персоналом являются: взрыв газовоз­душной смеси в топке котла или газоходах; самопроиз­вольное погасание факела в топке; отключение всех ды­мососов (для котлов с уравновешенной тягой) или вентиляторов; отключение всех регенеративных воздухо­подогревателей; резкое понижение или повышение давле­ния газа после регулирующего клапана относительно за­данных значений (при работе на газе); понижение дав­ления мазута в коллекторе за регулирующим клапаном ниже заданного значения (при работе на мазуте); поте­ря напряжения на устройствах дистанционного и автома­тического управления, а также на всех контрольно-изме­рительных приборах; загазованность помещения котель­ной; прекращение подачи топлива.

При необходимости аварийной остановки машинист должен действовать четко и быстро со знанием последо­вательности выполняемых им операций: срочно прекра­тить подачу топлива и воздуха в топку, а при твердом топливе загрузку топлива, резко ослабить тягу и удалить горящее топливо из топки.

В исключительных случаях при невозможности быст­рого удаления топлива из тонки горящее топливо зали­вается водой, при этом особое внимание машиниста должно быть обращено на то, чтобы струя воды не по­пала на стенки топки котла и обмуровку. При работе на газовом топливе следует быстро закрыть задвижку или кран на газопроводе к котлу, а затем у каждой горелки открыть продувочные свечи и свечи «безопасности». При аварийной остановке всех котлов закрывается задвижка на вводе газопровода в котельную. При работе котла на мазуте закрыть вентили мазутопровода на форсунки, а затем закрыть регистр воздухонаправляющих уст­ройств и вынуть форсунки из топки.

После прекращения горения в топке открыть на неко­торое время дымовую заслонку, при наличии паропере­гревателя— немедленно открыть его продувку и отклю­чить от общего паропровода перегретого пара; в ручных топках — открыть топочные дверцы. Необходимо отклю­чать котел от паропровода насыщенного пара, если в этот паропровод поступает пар также от других котлов, выпустить пар через приподнятые предохранительные клапаны, кроме случаев нереиитки котла и прекращения действия всех питательных устройств. Если аварийная остановка котла произведена не по причине упуска воды или отказа в работе питательных приборов, можно под­питывать котел водой.

загрузка...

Если аварийная остановка производится из-за упуска воды, т. е. при снижении уровня воды в котле ниже ниж­него уровня при нормальном давлении в питательной ли­нии, необходимо: убедиться в исправности водоуказа - тельных стекол и проверить исправность работы пита­тельного насоса; проверить отсутствие течи в швах, трубках, люках; закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных и спускных вентилей котла. Если уровень воды продолжает снижать­ся до нижней кромки водоуказательного стекла, маши­нист обязан подготовиться к остановке котла. При даль­нейшем снижении уровня, когда он стал невидимым в стекле, прекратить подачу топлива, остановить дымосос, вентилятор и прикрыть шибер за котлом.

Аварийная остановка котла из-за его перегштки во­дой выше верхнего указателя на водоуказательном стек­ле производится после продувки водоуказательных сте­кол, проверки правильности их показаний, выяснения причин повышения уровня воды в котле. Если уровень продолжает подниматься, необходимо прекратить подачу воды в котел, осторожно произвести продувку, следя при этом за уровнем воды в стекле. После его снижения за­крыть продувочные вентили. Если уровень воды опять поднялся за верхнюю кромку водоуказательного стекла, необходимо прекратить подачу топлива, остановить вен­тилятор и дымосос и прикрыть шнбер за котлом.

Если произошел разрыв кипятильных или экранных труб, что легко обнаружить по шуму вытекающей паро­водяной смеси в топку или газоход, выбросу пламени или газов через дверцы, гляделки, лючки, падению давления пара в котле, снижению уровня воды в водоуказательном стекле, машинист должен прекратить подачу топлива в топку и остановить вентилятор. Если уровень воды в во - доуказательных стеклах остается видимым, следует пустить резервный питательный насос, выключив при этом автоматический регулятор питания, и перейти на ручное регулирование. Если же уровень воды не виден в водоуказательном стекле, то питание котла прекратить, отключить котел от паровой магистрали, а дымосос оста­новить тогда, когда основное количество пара выйдет из котла.

Обслуживающий персонал обязан сообщить началь­нику котельной или лицу, его заменяющему, об аварий­ной остановке котла, а время и причины остановки — за­писать в сменном журнале. Меры предупреждения ава­рий и неполадок подробно излагаются в местной про - тивоаварийной инструкции.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

68 − 64 =