Этнические стереотипы, их содержание и функции

Необходимо сначала определить социальный стереотип – это упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве – обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта – и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.

Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист У. Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, соц стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.

Этнический стереотип – частный случай социального, это т.е. упрощенный образ этнических групп. Первое серьезное эмпирическое исследование этнических стереотипобыло проведено в 1933 г. в США Д.Кацом и К.Брейли. Они предложили студентам Принстонского университета список 84 личностных черт, из которых те должны были выбрать по пять наиболее характерных для десяти групп: белых в американцев, афроамериканцевангличан, ирландцев, немцев, итальянцев, евреев, китайцев, японцев, турок.

Кац и Брейли обнаружили высокую степень согласия в приписывании некоторых черт тем или иным этническим группам. Например, 84% испытуемых считали, что афроамериканцы суеверны, 78% – что немцы способны к наукам и т.п.

Методика «Приписывание качеств» получила необыкновенно широкое распространение как в США и Европе, так и в странах «третьего мира» – Ливане, Пакистане, Филиппинах и т.д. Еще одна линия исследования стереотипов – анализ представлений об этнических группах в литературе и искусстве.

Свойства этнических стереотипов:

§ Эмоционально-оценочный характер – ряд предпочтений, оценок, настроений, связанных с когнитивным ядром стереотипов. Приписывание представителям чужих этнических групп стереотипов презрения, своим этническим группам стереотипов восхищения, плюс амбивалетные стереотипы зависти и патернализма. Зависть характеризует отношение к представителям высокостатусных, компетентных, но холодных групп, патернализм – низкостатусных, некомпетентных, но теплых

§ Устойчивость и даже ригидность к новой информации. Стереотипы достаточно стабильны, что не раз подтверждалось с эмпирических исследованиях. Напмриер содержание этнических стереотипов у трех поколений студентов Принстонского университета (33, 50 и 69 гг.), которое в целом не слишком изменилось.

§ Согласованность или социентальный консенсус – высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. По мнению Тэшфела стереотипами можно считать лишь представления, разделяемыми достаточно больним числом индивидов в пределах социальных общностей. Существовало 2 гипотезы, объясняющие причины согласованности стереотипов – гипотеза предубеждения, согласно которой консенсус отражает единообразную предвзятость части индивидов, и гипотеза невежества, согласно которой консенсус вытекает из недостатка личных контактов со стереотипизируемой группой, иными словами из широко распространенного невежества. В н/в большинство авторов объясняют согласованность стереотипов у представителей национальных групп исходя из теории самокатегоризации Тернера. Они полагают, что к согласованности представлений о группе приводит выпуклость социальной идентичности: 1) усиливая воспринимаемую гомогенность своей групп 2) обеспечивая ожидания взаимного согласия ее членов 3) способствуя активному достижению консенсуса благодаря взаимному влиянию

§ Неточность. Стереотипы могут быть неточными как по причине «неверного направления» 9Ч думает, что большинство членов группы А обладают чертой Б, тогда как на самом деле большинство этой группы не обладают этой чертой), так и по «степени обобщения» (Ч думает, что 95% группы А обладает чертой Б, на самом деле 60%). Гипотеза зерна истины (Клайнберг, 1954) – объем истинных знаний о стереотипах превышает объем ложных. Признаком истинности стереотипа принято считать:

1. единодушие мнения 2 или более групп относительно черт, характеризующих третью

2. согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой

3. точность взаимных стереотипов те выше, чем больше сходство между культурами

4. Хьюстон и Ясперс предложили считать критериями валидности стереотипов их отчетливость, постоянство во времени и согласованность между членами одной группы в приписывании черт другой группы




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

47 − = 41