I. Понятие комплексной единицы словообразования

Производное слово как основная единица словообразования является обязательным элементом какой-либо комплексной единицы словообразования (КЕС), то есть единицы, состоящей не менее чем из 2 элементов.

Если производное слово рассматривается как формальный элемент КЕС, говорят о структурных комплексных единицах, если учитывается его значение – о семантических комплексных единицах.

Семантические КЕС: словообразовательное значение, словообразовательный тип и подтипы (модели), словообразовательная категория, словообразовательная микросистема.

К структурным КЕС относятся словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо.

II. Структурные

комплексные единицы словообразования

Среди структурныхкомплексных единицсловообразовательная пара единица минимальная, которая состоит из двух слов, связанных формально-семантическими отношениями, то есть одно из них образовано от другого: рука → ручной, ручной → ручник; уметьумелый, умелыйумелец.

На основе этой простейшей КЕС может быть построена более крупная единица – словообразовательная цепочка.

Словообразовательная цепочка (цепь)это совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, то есть это ряд словообразовательных пар, в которых дериват предшествующей пары выступает генеративом для последующего производного:

белый белить → побелить → побелка → побелочный

пара пара пара пара

Эти комплексные единицы словообразования демонстрируют синтагматические отношения в словообразовании и выявляют его ступенчатый характер. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Но между однокоренными словами могут быть отношения совместной производности (кодеривации). Такие радиальные отношения складываются между производящим словом и всеми его дериватами, находящимися на одной ступени словопроизводства, – кодериватами:

|| → белеть
→ белить ||
белый → беляк ||
→ белизна ||
→ белок ||
→ белехонький

кодериваты

Подобная совокупность кодериватов называется словообразовательной парадигмой, демонстрирующей парадигматические отношения.

Словообразовательная парадигма может быть систематизирована с учетом частеречной отнесенности производных. Они объединяются в блоки – субстантивный (имена существительные), адъективный (имена прилагательные), адвербиальный (наречия), вербальный (глаголы).

В силу того, что парадигмы слов одной части речи, и особенно, одной лексико-семантической группы, могут содержать дериваты схожих словообразовательных структур, вводится понятие типовой словообразовательной парадигмы, которую формируют конкретные парадигмы.

Каждый из кодериватов одновременно является либо элементом словообразовательной цепочки, либо сам выступает вершиной подгнезда:

→ беление

→ побелить → побелка → побелочный

белый → белить → белильщик

→ белеть → побелеть → побеление

→ белеться → забелеться

Совокупность словообразовательных цепочек и словообразовательных парадигм образуют словообразовательное гнездо (СГ)иерархически упорядоченная совокупность однокоренных слов, всех производных базового слова.

СГ имеет вершину – непроизводное слово, которое опосредованно мотивирует любое слово в СГ.

Словообразовательные гнезда как максимально крупные структурные КЕС привлекали внимание многих исследователей: Е. Л. Гинзбург, А. Н. Тихонов, П. А. Соболева, Л. И. Ширина и др.

А. И. Моисеев рассматривает объемную и структурную типологию СГ, выводя типы гнезд по количеству слов и по общему строению:

1. Потенциальные гнезда (гнездо-слово): шорох, жабо, дипсомания.

2. Элементарные гнезда (гнездо-словообразовательная пара): черевик → черевички, щербатый → щербатенький.

3. Трехсловные гнезда:

1) линейные, или цепочечные, гнезда: барраж →

барражировать барражирование;

2) веерные гнезда: → стеариновый

стеарин

→ стеаринный.

4. Содержащие более 3 слов: 1) цепочечные; 2) веерные; 3) комплексные, или комбинированные (полные): а) цепочечно-веерные; б) веерно-цепочечные.

Большое внимание в дериватологии уделяют типологии КЕС, в частности, СГ. Этот подход интересен своей прогнозирующей функцией, так как позволяет уточнить частные СГ, установить, в каком из них представлены «пустые» клетки, а в каком – лакуны.

Впервые термин лакуна был введен канадскими лингвистами Ж. П. Вине и Ж. Дарбильне для характеристики явления, возникающего в двуязычной ситуации: «явление, которое имеет место всякий раз, когда слово одного языка не имеет соответствия в другом языке».

загрузка...

В. Г. Гак определяет лакуны как «пропуски в лексической системе языка, отсутствие слов, которые, казалось бы, должны были бы существовать в языке, если исходить из его отражательной функции (то есть его задач обозначать явления объективной действительности) и лексической системы данного языка».

Л. А. Леонова использует также понятие антилакуна в значении «заполненное место», «заполненная лакуна» и термин пленус (лат. plenus – полный). Для того чтобы обозначить место в СГ, которое не может быть занято, видимо, можно использовать термин «пустая клетка». Например, Е. А. Земская и М. У. Калниязов разграничивают полные и неполные конкретные парадигмы. В неполных отсутствует хотя бы один из членов типовой СП, то есть там есть пустая клетка.

IV. Семантические комплексные единицы

К ним относятся словообразовательное значение, словообразовательная микросистема, словообразовательная категория, словообразовательный тип, словообразовательная модель.

Словообразовательное значение – это обобщенное значение производных слов определенной словообразовательной структуры, устанавливаемое на основании семантического соотношения данного производного слова с его производящим и выражаемое, по мнению В. Н. Немченко, при помощи словообразовательного форманта. А. Д. Зверев полагает, что словообразовательное значение обычно выражается структурой производного слова, соединением значений форманта и мотиватора. Например, в словах старец и борец формант -ец- является носителем только деривационного значения «лицо», а словообразовательное значение слова старец «лицо, наделенное признаком, названным мотивирующим словом» и слова борец «лицо, совершающее действие, названные мотивирующим словом» включает и категориальное значение мотивирующего слова.

Слова одной части речи, образованные с помощью одного и того же аффикса, не зависимо от частеречной принадлежности мотивирующего слова, формируют структурный класс производных, который иногда называют словообразовательной микросистемой[25].

Очевидно, что с точки зрения словообразовательной семантики слова старец и борец менее близки, чемпроизводные старец и старик.

Слова старец и старик являются дериватами одной словообразовательной категории, поскольку они:

1) относятся к одной части речи (оба – имена существительные);

2) образованы от одной части речи (оба – от имен прилагательных);

3) имеют одинаковое словообразовательное значение, выраженное синонимичными формантами.

Если же словообразовательное значение в производных одной категории выражено с помощью одного и того же форманта, то такие дериваты относятся к словам одного словообразовательного типа. Например, словами того же типа, что и слово старец, являются слова красавец, подлец, а производное борец относится к тому же типу, что и слова лжец, погорелец.

Иногда к одному типу относят и производные, и непроизводные, но семантически членимые слова, в которых лексическое значение может быть осмыслено как деривационная перифраза, в которой на месте производящей основы мыслится слово с другим корнем. Е. С. Кубрякова такие семантически членимые, но формально простые слова относит к супплетивным производным:

лекарь – «тот, кто лечит» / врач – «тот, кто лечит»

мучитель – «тот, кто мучит» / изверг – «тот, кто жестоко мучит»

колун – «то, чем колют» / топор – «то, чем колют».

В пределах одного типа иногда выделяют различные семантические образцы, или модели. Например, в типе «глагол → существительное» с дериватором -лк-, выражающим значение «действие → предмет, охарактеризованный данным действием», есть такие семантические модели:

косить → косилка, молотить → молотилка – «предмет, предназначенный для выполнения действия, названного производящей основой»;

читать → читалка, курить → курилка – «место, где совершается действие, названное производящей основой».

В пределах одного типа выделяют и различные морфонологические модели. Две пары слов относятся к одной морфонологической модели в том случае, если формальные преобразования производящей основы совпадают в обеих парах дериватов. Например, различными морфонологическими моделями одного типа являются дериваты:

1) с чередованием фонем на границе морфов и без них:

Киев → киевский, Москва → московский, Рига → рижский;

2) с интерфиксами и без них:

Киев → киевский, Ялта → ялтинский, Америка → американский;

3) с усечением основы и без неё (+ возможная интерфиксация): Тбилиси → тбилисский, Душанбе + интерфикс ин + -ск- → душанбинский;

4) с аппликацией морфов и без нее:

Днепропетровск + -ск- → днепропетровский, Сочи+ интерфикс ин → сочинский.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

55 + = 57