Основы социальной педагогики

4. Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности

Социальная педагогика как отрасль научного знания. Соци­альная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь со­циальной педагогики с педагогикой и социологией. Ребенок и закономерности его социализации — объект и предмет исследо-

I

вания социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура — основные институты социализации ребенка. Соци­альная педагогика как область практической деятельности, взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Со­циальная педагогика как учебная дисциплина.

5. Развитие ребенка в социуме

Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые фак­торы развития ребенка. Роль деятельности и общения в разви­тии ребенка. Противоречия — движущие силы развития ребен­ка. Влияние наследственности на развитие ребенка. Патологии в физическом, физиологическом и психическом развитии ре­бенка и ее влияние на социализацию ребенка. Макро-, мезо- и микрофакторы, социализации ребенка. Влияние среды на раз­витие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Соци­альная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в соци­ализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная ре­абилитация ребенка.

6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной
педагогике

Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в соци­альной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические откло­нения от нормы и социализация ребенка. Особенности социали­зации детей, не получивших общего и профессионального обра­зования. Социальные нормы и отклонения от них. Роль психо­лого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклоне­ний от нормы.

7. Категории социальной педагогики

Система категорий и понятий в науке. Категориальная взаи­мосвязь педагогики и социальной педагогики. Педагогическая и социально-педагогическая деятельность: общие и отличитель­ные признаки. Социальные знания и умения — основа социа­лизации ребенка. Сущность социального обучения. Соци­альный феномен воспитания в истории развития общества. Ха­рактеристика социального воспитания. Проблемы развития теории социального воспитания и социального обучения в со­временных условиях.

8. Принципы социальной педагогики

Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назна­чение принципов в социальной педагогике. Принцип природо-сообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации.

Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между ми­лосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченны­ми возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.

9. Социально-педагогическое исследование

Сущность научного исследования. Особенности развития на­учного знания в социальной педагогике. Источники социально-педагогического исследования. Эмпирическое и научное иссле­дование в социальной педагогике. Понятийный аппарат иссле­дования. Этапы и методы социально-педагогического исследо­вания. Оформление научно-исследовательской работы.

Основы социально-педагогической деятельности

10. Методика и технологии социально-педагогической дея­тельности

Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности» . Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педа­гогических технологий.

11. Социально-педагогическая деятельность с семьей
Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре­
бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особен­
ности социально-педагогической деятельности с благополучной
семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци­
альной семьей, семьей ребенка-инвалида. Формы социально-
педагогической помощи семье.

12. Социально-педагогическая деятельность с детьми,оставшимися без попечения родителей

Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Социаль­но-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-ин­тернат; деятельность социального педагога в этих учреждени-

ях.

13. Девиации как социально-педагогическая проблема Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. При­чины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и от­клоняющееся поведение подростков. Типичные проявления

отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делин-квентное и криминальное поведение подростков: общие и отли­чительные признаки. Факторы девиации подростков. Концеп­ции девиации детей.

загрузка...

14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведе­
ния детей

Детский алкоголизм как социально-педагогическая пробле­ма. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

15. Наркомания как форма проявления девиантного поведе­
ния детей

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками. При­чины и последствия подростковой наркомании. Стадии разви­тия подростковой наркомании.

16. Проституция как форма проявления девиантного пове­
дения детей

Детская проституция как социально-педагогическая пробле­ма. Из истории развития проституции в России. Особенности детской проституции: причины и последствия. Факторы, сдер­живающие развитие проституции в России.

/ 7. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей

Преступность несовершеннолетних как социально-педагоги­ческая проблема. Причины и последствия преступности несо­вершеннолетних. Социальные и психолого-педагогические осо­бенности несовершеннолетнего осужденного. Система специ­альных учебно-воспитательных учреждений для несовершенно­летних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, воспита­тельные колонии; цели, задачи и особенности их работы.

18. Социально-педагогическая деятельность с детьми деви­антного поведения

Профилактика и реабилитация — основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения: сущность понятий. Основные подходы к деятельности с детьми девиантного поведения: информационный, медико-биологичес-

кий, социально-психологический и социально-педагогический. Социально-педагогическая профилактическая деятельность: задачи, содержание, методы и формы работы. Социально-педа­гогическая реабилитационная деятельность: задачи, содержа­ние, методы и формы работы.

19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склон­
ными к употреблению алкоголя

Принципы и функции социально-педагогической деятельно­сти с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Профилак­тика детского алкоголизма: содержание, методы и формы рабо­ты социального педагога. Социально-педагогическая реабили­тация детей-алкоголиков: содержание, методы и формы рабо­ты социального педагога. Роль социального педагога во взаимо­действии специалистов по профилактике и реабилитации де­тского алкоголизма.

20. Социально-педагогическая деятельность с несовершенно­
летними правонарушителями

Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Роль общего и профессионального обра­зования в социальной реабилитации несовершеннолетних пра­вонарушителей. Индивидуальная и коллективная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних правонаруши­телей: цели, задачи, содержание и технологии. Творческая ак­тивность несовершеннолетнего правонарушителя как средство его социальной реабилитации.

21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях Функции религии в обществе: аксеологическая, духовная, гносеологическая, педагогическая, политическая, экономичес­кая, историческая, социальная, психотерапевтическая. Хри­стианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. Историческая обусловленность социального вос­питания в конфессиях. Особенности социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспро­изводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в прак­тику реальной социально-педагогической деятельности.

Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые дол­жны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи социальной педагогики, выяв­ленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить социально-педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по социальной педагоги­ке. Основные задачи таких занятий:

• закрепление у студентов системы знаний по социальной пе­
дагогике, специальная работа над социально-педагогическими
понятиями;

• формирование системного подхода к изучению социально-
педагогических явлений;

• развитие научного подхода к изучению, овладению и само­
стоятельной разработке методики и технологии социально-пе­
дагогической деятельности;

• овладение конкретными способами, необходимыми соци­
альному педагогу для самостоятельного конструирования и
организации социально-педагогической деятельности;

• овладение навыками самостоятельной работы при освое­
нии курса социальной педагогики;

• формирование эмоционально-положительного отношения
студентов к изучаемому курсу и дальнейшей профессиональной
деятельности.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. При­ведем некоторые советы по работе студентов на лекционных

занятиях, ибо от этого зависит, насколько продуктивно они в дальнейшем смогут работать на семинарских и практических

занятиях.

Лекция (от латинского 1ес1ао «чтение»), как известно, одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведени­ях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела кон­кретной науки или учебной дисциплины.

Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике еще в средневековых университетах. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В XII-XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение кни­гопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и по­этому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент, конечно, не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения — философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение под­робными комментариями и разъяснениями.

На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось кни­гопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важней­ших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того, в последние десятилетия все большее распространение приобретают компьютерные фор­мы хранения и передачи информации, которые активно приме­няются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных за­ведениях во всем мире.

В чем же причина такого «консерватизма» лекции? А дело в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень мно­го достоинств. Постараемся показать наиболее существенные из

них.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука, — а студенты знакомятся в вузе именно с различными науками — представляет собой очень сложное явление. В каждой науке, в том числе и в социальной педагогике, встречается большое ко­личество различных точек зрения, мнений, подходов и спосо­бов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке раз­норечивых, а часто и противоречивых взглядов студенту, толь-

ко вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного времени сориентировать студентов в рас­сматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взгля­дов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.

К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредствен­ное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными. Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда игра­ют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, станови­тся ярким и интересным, а поэтому способствует развитию же­лания знать изучаемый предмет лучше и глубже.

Таким образом, лекция — очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний. У сту­дента поначалу складывается мнение, что на лекции он — лицо пассивное, и все, что от него требуется, — слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опас­ное представление. На самом деле слушание лекции предпола­гает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого — понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать запи­си изложенного в лекции материала. Понятно, что ведение та­ких записей, которые называются конспектами (от латинско­го сопбресЪиб «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы вам было лег­че их приобрести, рекомендуем запомнить

несколько практических советов:

Не старайтесь записать дословно все, что говорит препода­ватель — это невозможно, да и не нужно. Если вы будете к это­му стремиться, в ваших записях неизбежны недописанные предложения, пропуски, а значит — нарушения логики изло­жения материала, которые сделают конспект бесполезным. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, запи­сывая только самое существенное.

• Учитесь « на слух » отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные поло­
жения и определения, которые без примеров и иллюстраций
могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться непо­
нятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, также
лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно несколь­
ких ключевых слов.

• Записи должны быть сжатыми, логично связанными,
представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.

• Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи,
обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя акку­
ратно и внимательно.

• По ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или
иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствую­
щие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно
использовать не только разные виды подчеркиваний (прямая,
волнистая линии, пунктир и т. п.), разноцветные выделения, но
и различные значки, например:! — «важно», ? — «проверить,
уточнить», N8 (шйаЪепе) — «обратить внимание» и др.

• Оставляйте в тетради поля, которые можно использовать
в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, допол­
нений и т. п.

• Используйте красную строку для выделения смысловых
частей в записях.

• Постарайтесь выработать свою собственную систему сокра­
щения часто встречающихся слов или их замены определенны­
ми знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше
слушать и думать.

• Сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по
свежим следам восстановить пропущенное, дописать недопи­
санное, завершить выделение существенных моментов.

Очень важно подчеркнуть, что лекция — это не весь матери­ал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего это — «путеводитель» в их дальней­шей самостоятельной учебной и научной работе.

Лекционный материал, который строится в соответствии с программой учебного курса по социальной педагогике, находит отражение в содержании семинарских и практических заня­тий. К каждой теме программы предлагается два семинарских занятия, одно из которых носит репродуктивный характер и преследует цель — закрепление и уточнение определенных зна­ний по социальной педагогике. Второе занятие имеет преиму­щественно творческий характер и в большей степени связано с 369

самостоятельной работой студента по тому или иному разделу курса.

Формы организации студентов для закрепления, уточнения и расширения теоретических знаний, полученных на лекции, могут быть самыми различными. Мы рассмотрим две из них: семинары и практические занятия.

Семинар (от латинского зеттагшт «рассадник»; переноси, «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдель­ной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студен­ческой группе отдельно.

Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объясне­нии вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподава­тель, давая студентам, возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студен­ты были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семи­нар не будет действенным и может превратиться в скучный об­мен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты забла­говременно знакомятся с планом семинарского занятия и ли­тературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Далее приводя­тся темы семинарских занятий, а также литература, рекомен­дуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сооб­щение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в по­исках истины — а это и есть главное назначение семинара, го­товиться к нему должны все.

При подготовке к семинару:

• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ­
ных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавате­
лем по этой теме на лекции;

• изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­
спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при
обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому
вопросу и аргументированно его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с
учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на
семинаре получить на них ответы.

В процессе работы на семинаре:

• внимательно слушайте выступления других участников се­
минара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со
своим мнением;

• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопро­
сов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы
оно было подкреплено убедительными аргументами;

• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуй­
те его, но помните, что критика должна быть обоснованной и
конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предло­
жение в качестве альтернативы;

• после семинара кратко сформулируйте окончательные
правильные ответы на вопросы, которые были рассмотрены.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным пред­метом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и пер­воисточниками, освоению ими методов научной работы и при­обретению навыков научной аргументации, научного мышле­ния. Преподавателю же работа студента на семинаре позволя­ет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он ос­ваивает материал курса.

Практическое занятие — это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретичес­кого материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, при­кладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкрет­ных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.

Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теорети­ческие сведения, полученные на лекциях и в процессе самосто-

ятельной работы, подобрать необходимую учебную и справоч­ную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.

Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь, практические занятия проводятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруп­пы. Далее приводятся практические занятия в виде семинаров-диспутов, где студентам предложены вопросы, на которые нет однозначного ответа. При этом студенты аргументированно уча­тся отстаивать свою точку зрения. Другая разновидность прак­тических занятий — это решение различных социально-педаго­гических задач, некоторые из них предложены ниже.

Каждая тема семинарского или практического занятия за­канчивается списком предлагаемых тем рефератов, которые студенты выполняют самостоятельно либо перед подготовкой к семинарскому занятию, либо после него.

Реферат (от латинского ге^егге «сообщать») — краткое из­ложение в письменной форме определенного научного матери­ала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных при­кладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорныйреферат) научных работ и должен отражать их основ­ное содержание. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Ком­позиция основной части может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель­
ные части (обычно таким образом реферируются большие по
объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы
раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав­
ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается
содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдель­ной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект про­блемы (теории) социальной педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в опреде­ленной последовательности (по времени появления, по значи­мости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспек­там проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполнять­ся по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по социальной педагогике должен выб­рать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над ре­фератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сооб­щает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: на-

учиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказы­вания кратко и своими словами, логично выстраивать и систе­матизировать изученный материал.

Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены далее.

Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении все­го курса под руководством преподавателя — научного руково­дителя и оформляется по определенным правилам, а затем за­щищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.

Студенты обязательно выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность вы­бора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафед­ры социальной педагогики.

Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне­ния.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследова­тельских методов, научная работа в любой области — естествен­нонаучной, гуманитарной или технической имеет много обще­го. Так, общими являются два главных направления исследо­вания, которые, взаимодополняя друг друга, позволяют полу­чать серьезные научные результаты, а именно:

- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е.
знакомство с тем, что уже сделано предшественниками (это
может найти отражение в реферате обзорного характера);

- собственная экспериментально-практическая работа сту­
дента, которая может быть выполнена в процессе прохождения
социально-педагогической практики.

В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере работы над ней расширяется научный кругозор студента по социальной педагогике, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами иссле­дования, вырабатывает самостоятельность мышления, обрета­ет собственные научные взгляды. Проделанная самостоятель-

ная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.

Таким образом, в процессе выполнения семинарских и прак­тических занятий студент может выбрать тему курсовой рабо­ты и начать работать над ней.

Важное значение в процессе профессионального становления социального педагога имеет специальная работа над понятия­ми, социально-педагогическими идеями. Поэтому в каждой теме семинарского или практического занятия даны определе­ния основных понятий, которые выбраны из различных источ­ников, словарной или энциклопедической литературы. Кроме того, представлено собственное видение авторами сущности многих социально-педагогических понятий. Однако это не оз­начает, что каждое определение есть «истина в последней ин­станции». Как уже было показано, социальная педагогика -относительно молодая и развивающаяся область педагогичес­кой науки и социально-педагогической практики, поэтому пре­подаватели и студенты могут предложить и обсудить свое виде­ние толкований тех или понятий в социальной педагогике.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по социальной педагоги­ке, преподаватель заранее может распределить, какой матери­ал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой сту­денты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению прак­тических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных социально-педагогических задач и их использование на практических занятиях — все зависит от творческой работы преподавателя вместе со студентами.

После примерных тем курсовых работ в пособии приведен общий список литературы, который включает литературу, во­шедшую в планы семинарских и практических занятий, а так­же дополнительную литературу. Это позволяет студентам выб­рать литературу как для написания рефератов, так и для выпол­нения курсовых работ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

2 + 2 =