Понятие о правосознании. Основные концепции правосознания.

Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию.

Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования.

Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания.

Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право. Регулирующая роль правосознания практически сводится к идеологическому воздействию. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих общественных явлений. Правосознание родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали.

Основные концепции правопознания

Феномен права в силу сложности и уникальности всегда привлекал и привлекает внимание исследователей. В связи с этим сложился ряд концепций правопознания, отражающий восприятие и познание права на базе определенных мировоззренческих позиций, а также в контексте его соотношения с другими социальными явлениями и институтами.

В зависимости от решения основного вопроса философии о соотношении нравственности и права, исторической судьбы права, оценки права как целостного, самодостаточного явления, различают ряд концепций правопонимания.

Теологические учения о праве исходят из божественного происхождения и сущности права (Ф. Аквинский). В цепи соотношения Вечного Закона, выражающего божественный разум; Естественного закона, обусловленного правилами природы; Человеческого закона, положительного, снабженного юридической санкцией для обезвреживания людей порочных; Божественного закона, данного в божественных откровениях Ветхого и Нового заветов; Право определяется как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Приоритет здесь отдается справедливости как воздаяния каждому своего. Человеческое право может иметь место как источник права, но лишь в качестве соответствия Естественному и Божественному началам.

Естественно-правовые концепции (Сократ, Платон, деятели эпохи Возрождения, современные концепции правового государства) исходят из приоритета естественных, неотделимых от природы человека прав; из различения права (естественного) и закона (позитивного права); из соединения права и нравственности; из того, что при возникновении противоречий права и закона, государство отдает предпочтение праву.

Позитивистская концепция (К. Бергбом, Г. Шершеневич), в отличие от естественно-правовой, отдает приоритет субъективному праву, производному от объективного права, устанавливаемого государством. Юридический позитивизм исходит из разъединения права и морали, поскольку право не связано моральными обоснованиями. Право и закон отождествляются. Задача юристов состоит в тщательном изучении догмы права: юридических конструкций, наличных норм права, юридической ответственности, интерпретации, в конечном счете, находить пути к установлению стабильного правового порядка.

Нормативистская концепция (Г. Кельзен) выстраивается на основе противопоставления области сущего и должного. Право (область должного) находит свое обоснование в самом себе, а не в каких-то классово-политических., социальных условиях и факторах. Оно (право), будучи системой норм,, выстраивается в стройную, иерархически соподчиненную пирамиду, в основе которой лежит некая базисная норма, устанавливаемая логическим анализом реального юридического знания. Основная норма вводит все другие нормы и действия в контекст правопорядка, придает им общезначимый характер, результативность и действенность, Непротиворечивость в такой замкнутой пирамиде способствует установлению режима законности при абсолютизации влияния государства на процесс формирования и действия права.

Психологическая концепция (Л.И. Петражицкий) исходит из признания правом конкретной реальности — эмоциональной, чувственной ее оценки. Обретая императивно-атрибутивный характер, эмоции и переживания признаются государством, становятся регулятором поведения людей, рассматриваются как наличное, действующее право.

Концепция выстраивается на основе признания правосознания и ценностей правовой культуры как правообразующего фактора.

Марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) исходит из обусловленности права экономическим строем общества, исключительно классового его характера, производности права как системы норм, от государства и обеспеченности его принудительной силой государства (примата государства над правом), перспектив его трансформации в правила коммунистического общежития (мифологизации правосознания).

загрузка...

Марксистский подход стал основой для советского правопонимания, сложившегося в русле отождествления права и тоталитарного законодательства, формирования этатистского позитивизма.

Социологические концепции (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эр-лих) исходят из поиска источника права не в норме или психике, а в реальной жизни. Право поэтому не в норме закона, не в правосознании, а в порядке общественных отношений. Выявление условий такого порядка в процессе разрешения юридического дела является прерогативой судьи, административного органа.

Позитивным здесь является признание того, что нормы права действуют в «системе координат», под влиянием множественных социологических факторов; что роль судьи, разрешающего дело, в освоении этих факторов - велика; что в правоприменительной практике нужно находить социальное равновесие.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

− 3 = 4