Понятие «социальное движение»

В современном обществе все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления этим изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформы — наиболее яркие примеры.

Социальные движения — это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Эти изменения могут проходить двумя путями. Первый исходит из активности масс; второй — из активности властных структур (государственных деятелей, менеджеров, администраторов и т. д.). Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий, другие — результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает:

3/4 латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и представляющим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

3/4 латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались;

3/4 явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс;

3/4 явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем, по мере возрастания напряженности, объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское, за мир
и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженные экономические требования. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные
с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Таким образом, социальное движение — это свободно организованная общность людей, действующая самостоятельно в неинституциолизированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения
в обществе:

3/4 для установления нового порядка общественной жизни;

3/4 преобразования социального порядка;

3/4 принятия новых форм и ценностей;

3/4 обеспечения коллективных усилий по контролю над изменениями или корректировке их направления.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища — конгломераты и они более интегрированы. Имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем изменения являются основной характеристикой социальных движений. Принято считать, что социальные движения более динамичны, чем другие социальные формы общественного развития.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

3/4 демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

3/4 социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

3/4 социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

3/4 политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

3/4 степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

загрузка...

3/4 повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

3/4 средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций. Ценностных ориентаций. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

3/4 по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию;

3/4 по масштабам предполагаемых изменений;

3/4 по качеству предполагаемых изменений;

3/4 по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие — на изменении личности;

3/4 по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на следующие типы:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия» сформировавшееся в конце 1980-х гг.; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «Народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе. Сюда относятся также движения за и против абортов, требующие изменения в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т. д.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше находились у власти, а после «августовской революции», уйдя
в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивными можно назвать «Национальный фронт трудящихся», т. к. это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Сюда же относятся движения экологические, фундаменталистские религиозные, эмигрантские, монархические, за этническое возрождение, спасение Отечества, в защиту региональной культуры и т. д. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», т. к. она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движения зеленых, «Лонга май», кришнаитов, антиглобалистов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

В целом революционные движения ориентированы на будущее, их можно назвать прогрессивными. Это, например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни.

5. Следующий тип социальных движений — экспрессивные. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «Рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие, как на отдельных людей, так и на общество в целом. Люди, участвующие в этих движениях, находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить ее, но с помощью мечты, фантазии, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой.

6. Движения сопротивленияесли революционные движения возникают среди людей, которые неудовлетворенны тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже произошедших изменений.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

8 + 2 =