Предпосылки возникновения конфликтологических идей.

ТЕМА 1. Предмет и задачи конфликтологии как

Области научного знания и практической деятельности

План.

1. Предпосылки возникновения конфликтологических идей.

2. Формирование отечественной школы конфликтологии.

3. Междисциплинарный характер научного исследования конфликтов.

4. Объект, предмет и задачи конфликтологии.

5. Конфликтология как учебная дисциплина.

Предпосылки возникновения конфликтологических идей.

Приходилось ли вам когда-либо яростно хлопнуть дверью, выходя из комнаты? Или быть глубоко задетым чьим-то грубым замечанием? Были у вас когда-нибудь ссоры с матерью? Если вы ответили на любой из этих вопросов утвердительно, вы знакомы с тем, что называется «конфликт».

Будучи индивидами с различными потребностями, вкусами, взглядами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Конфликт может разразиться по поводу общей изгороди или общей границы, из-за того, кому мыть посуду или очищать загрязненную природу. Если люди относятся нетерпимо к моральным, культурным, религиозным, политическим или иным различиям между ними, конфликт неизбежен, и его последствия зачастую бывают тяжелыми.

Вряд ли среди взрослых людей найдется хотя бы один, который бы не попадал ни в одну конфликтную ситуацию. Среди конфликтологов даже закрепилась шутка: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Это такое же естественное состояние, как и обратное ему – согласие, мир, единство. Но, если за вторым закрепилось представление о легкости и комфорте, то первое связывают с проблемами, ресурсными издержками, ограничениями и т.д. В связи с этим обыденным представлением люди стремятся всеми возможными способами уходить от конфликтов, избегать их. Конфликтологам практикам хорошо известна следующая закономерность: участники конфликта не хотят признать, что между ними конфликт, чаще всего они называют это разногласиями, расхождением во мнениях и пр. Однако, наши желания и объективная реальность не всегда совпадают между собой. И необходимо признать, что состояние конфликта так же естественно для человеческого взаимодействия, как и мир.

Как отмечает А.С. Кармин, слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из международных слов, которые радуют переводчиков, – они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19 века. В классическом «Толковом словаре» живого великорусского языка Владимира Даля его еще нет. А современный «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в 20 веке оно имело очень широкую область применения: семейный конфликт, вооруженный конфликт на границе, конфликт с сослуживцами, конфликтная комиссия в латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В словаре С.И. Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Можно жить, обходясь без слова конфликт, но нельзя жить без конфликтов. Если бы не было этого слова, заимствованного из латыни, то в любых современных языках все равно существовали бы такие слова, как столкновение, разногласие, спор, схватка, борьба и т.п. И, наверное, нашлось бы какое-то слово для обозначения общего смысла, который имеется в подобных словах.

Более того, если в семье, организации или стране нет конфликтов, значит ли это, что в ней царит мир и согласие? Отсутствие разногласий чаще говорит о двойном стандарте, чем о гармонии; о застое, самодовольстве и деградации, а не о развитии; о психосоматических болезнях, а не о самообладании. Поэтому конфликты надо изучать, так как необходимо знать:

1) как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между людьми, затягивающий их в спираль выяснения отношений, небезопасных для здоровья, а иногда и жизни;

2) как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, ограничить его социальную среду и минимизировать его последствия;

3) как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Отсюда, конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принцах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Каковы же источники получения конфликтологических знаний?

О противоречивости сил природы (и природы человека тоже) говорят учения, дотированные годами до нашей эры. В VII–VI вв. до н.э. китайские ученые считали, что причиной всех конфликтов являются сложные взаимоотношения «Инь» и «Янь» – отрицательной (темной) и положительной (светлой) сторон любого существующего на земле явления.

Уже древние философы осуждали распри, хотя и утверждали, что в споре рождается истина. Они считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже богов. Так, Гераклит Эфесский (535-475 гг. до н.э.), признавая универсальность свойств мира, отмечал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия. «Война – отец всех вещей, а мир – их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множественен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти». Гераклит видел источник конфликта в самой сущности мира – его противоречивой природе, поэтому движение и борьба вещей и явлений являются необходимым и закономерным процессом, который возникает из необходимой борьбы противоположностей. Гераклит одним из первых обнаружил позитивную роль конфликта в процессе общественного развития, представив его в качестве неотъемлемой и важной части общественной жизни. Именно Гераклит своим пониманием конфликта как необходимой борьбы двух противоположностей положил начало диалектике, утверждающей, что противоречие является неотъемлемой характеристикой элементов единого целого, а борьба – это также и момент целостного состояния, или сосуществования этих элементов.

загрузка...

Таким образом, сущность конфликта и его универсальный характер могут быть поняты именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия.

Кроме размышлений о противоречивом устройстве мира Античная эпоха оставила детальное описание войн и первые оценки военных конфликтов. Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию освещали и различные религиозные учения.

Христианская философия в соответствии с заветами Евангелей стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. На рубеже II-III вв. видные ее представители развивали аргументацию, направленную против вооруженных столкновений, которая, однако, не оказала существенного влияния на естественный ход исторического развития. Но уже в начале IV в. принцип несовместимости войн с «учением Христа» ставится под сомнение. Видный христианский деятель и философ Фома Аквинский (1225 – 1274) развивал идею священной, справедливой войны и выделил следующее ее условие: для ведения такой войны необходима санкция государственной власти. Войны 1096 – 1291 гг. европейцев против не-христиан и еретиков, санкционированные Папой на освобождение Палестины из-под власти мусульман, вошли в историю под названием «Крестовых походов». Однако в русле христианства всегда существовали различные братства, которые отрицали любое насилие и войны и проповедовали пацифистские идеалы раннего христианства. На современном этапе католическая и православная церковь демонстрируют отрицательное отношение к священным войнам и насилию вообще, что во многом объясняется мировой тенденцией.

Исламу, как и христианству, свойственно противоречивое отношение к конфликтам, войнам и насилию. При всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, ислам не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Священная Книга предписывает мусульманам расширять географические границы своей религии, но в то же время говорит о том, что нельзя принуждать к религии; каждый мусульманин должен стремиться к примерению враждующих сторон, а если это невозможно, то в борьбе необходимо быть беспристрастным и справедливым. В целом официальный ислам рассматривает отсутствие насилия как признак социальной гармонии.

Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилия, особенно – войну, но в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла. Эти религии учат, что после перенесенных людьми социальных катастроф и потрясений у них произошло осознание несостоятельности и ненужности борьбы друг с другом и их стремлением стало добровольное служение Богу. Отличительной чертой многих восточных религий является отсутствие законченных концепций по вопросам войны и мира. На современном этапе буддизм крайне отрицательно высказывается по поводу войны. Подход к предотвращению конфликтов в буддизме основан на нравственности: только построение своей жизни на любви к ближнему – единственный способ преодоления всех конфликтов.

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, театр, кино и другие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. Так, Н. Крючечников, писал, что по характеру драматического конфликта в подлинно реалистическом произведении можно судить о закономерностях действительности, отображаемой драматургом. В драме все конфликты должны быть «антагонистическими» в том смысле, что драматург показывает острую, напряженную борьбу столкнувшихся сил, а общественная сущность этих конфликтов выражается в событиях, поступках героев, в характерах. Жизненные конфликты находят свое отражение и в области инструментальной музыки. А.Н. Петрова приводит тому обоснование: «Поскольку музыка является искусством «лирического наклонения», а, следовательно, обладает свойством моделирования субъективной реальности, поскольку она не обладает свойством воспроизведения в структуре художественного мира предметной действительности, методологически совершенно оправдан поиск специфики отражения конфликтов в сфере лирического рода воспроизведения».

Искусство во все времена служило мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влияло на определение способа поведения в конфликте. Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликта.

На современном этапе особую роль в формировании у человека отношения к конфликту как к жизненному явлению и выбор им соответствующей стратегии поведения играют средства массовой информации. При этом содержание, характер и форма передаваемых сообщений являются основными факторами, которые оказывают влияние на возникновение или невозникновение конфликтности в поведении. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.

Еще одним из важнейших источников конфликтологических идей являются практические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологической науки.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + 3 =