Управленческая этика как вид профессиональной этики

Профессиональная этика

Наряду с общечеловеческой этикой различают этику профессиональную или деловую этику (этику деловых отношений).

Профессиональная этика включает в себя совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Принципы профессиональной этики дают конкретному сотруднику конкретной организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, который представляется оптимальным сточки зрения эффективности деятельности в профессиональной сфере.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в официальной сфере (в сфере бизнеса).

Предметом рассмотрения профессиональной этики являются:

· Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей;

· Нравственные взаимоотношения специалиста и объекта его деятельности (например, врача и больного);

· Взаимоотношения специалиста (коллектива) с обществом;

· Взаимоотношения людей внутри коллектива и номы, которые их регулируют;

· Цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Особенности профессиональной этики:

· К работникам отдельных профессий предъявляются повышенные моральные требования (как правило, это специалисты, от которых зависит жизнь других людей);

· Нравственные качества человека рассматриваются как одно из условий его профессиональной пригодности;

· Профессиональная мораль находится в тесной взаимосвязи с системой общепринятых моральных норм, поэтому нарушение норм этики влечет и нарушение общих моральных установок (многие нормы отношений в деловой практике справедливы и в обычной жизни – отношение к человеку в профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом)

Этика деловых отношений формируется на основе характерных задач и обязанностей специалистов, поэтому она осуществляет следующие функции:

· Содействие в решении профессиональных задач;

· Посредничество между интересами общества и профессиональными группами;

· Согласование интересов общества и личности в рамках профессиональной группы;

· Передача нравственных императивов (норма) профессии из поколения в поколение.

Внутри любой компании важное место отводится искусству управления. При этом успех руководителя во многом определяется тем, насколько умело он использует этические нормы и принципы в отношении своих подчиненных. Поэтому особое значение приобретает управленческая этика. Суть ее сводится к совокупности правил и форм делового общения, способствующих установление атмосферы доверия и взаимопонимания между руководителем и подчиненными.

Суть управленской деятельности – это цепочка постоянно принимаемых решений, которые должны быть оправданы не только с экономической, но и с моральной стороны. В деятельности руководителя делается упор на многовариантность решений, гибкость и неординарность их комбинаций, на способность быстро и правильно оценить ситуацию и найти решение проблемы. До сих пор самой удачной типологией стилей руководства является концепция, разработанная в 30-е годы немецким психологом Куртом Левином. В ней выделены три ведущих стиля руководства.

Авторитарный (директивный, единоличный) – характерна повышенная официальность взаимоотношений, ограничение контакта с подчиненными, повышенная централизация власти. Руководитель чаше отдает распоряжения и приказы. Пресекается инакомыслие, критика в адрес руководства. Для управления руководитель использует строжайший контроль, угрозу наказания, психологическое давление. Этот стиль имеет свои недостатки: увеличивается вероятность ошибки при единоличном принятии решения, ухудшается социально-психологический климат в коллективе, исчезает инициатива и творчество у подчиненных. Тем не менее, производительность труда при таком стиле выше. Есть случаи, при которых он уместен: например, когда нужна максимальная производительность труда, нужно обеспечить эффективную работу во вновь создаваемом коллективе или квалификация подчиненных не высока.

Демократический (коллегиальный) стиль – свойственно разделение власти с подчиненными, уважительно отношение к сотрудникам, поощрение инициативы и творчества. Используется повышенная мотивация в работе, систематический контроль и информирование о состоянии дел. Руководитель доступен для общения с сотрудниками, нормально реагирует на критику. При таком стиле присутствует высокая децентрализация управления, активное участие сотрудников в обсуждении и принятии решений. Подчиненные самостоятельно решают большую часть проблем.

Больше всего подходит для сложившегося коллектива, в котором у сотрудников богатый опыт и обширные знания, где все давно друг друга знают. К недостаткам относится некоторая недисциплинированность и необязательность со стороны сотрудников. Уровень производительности труда здесь ниже, чем при авторитарном стиле.

загрузка...

Попустительский (анархический, пассивный) стиль – безразличие к персоналу и незначительный контроль подчиненных, нежелание принимать стратегически важные решения, индифферентность к критике, уклонение от ответственности. Руководитель, избирающий такой стиль, легко общается с людьми, мил и любезен, старается ни с кем не портить отношений, не выступает с открытой критикой, не имеет четкого плана действий, предпочитает работать на «авось». Часто при подобном стиле коллектив не стремится к развитию распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой их которых появляется свой лидер.

Стиль управления во многом зависит от личных качеств человека. Но иногда обстоятельства вынуждают применять определенные формы управления. Не случайно разработанная К. Левиным трехчастная модель стилей руководства была позднее трансформирована в концепцию континуума (т.е. непрерывной последовательности) этих стилей, с помощью которой исследователи пытались точнее отразить разнообразие складывающихся в реальной жизни стилевых вариантов. У.Э. Лайкерт выделяет промежуточные формы управления.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

+ 26 = 34