Возвышенное и низменное

Возвышенное и низменное близки по своему смыслу с прекрасным и безобразным, но не тождественны им. Если в прекрасном соотношение с идеалом имеет вид гармонии, меры, то возвышенное (низменное) – безмерны и чрезмерны. В возвышенном чувство удовольствия перерастает в чувство преклонения перед тем, что значительно превосходит человеческие силы, возможности и представления. Чувство прекрасного приводит человека в состояние полной душевной удовлетворенности, а в возвышенном заключается нечто беспокойное, динамичное, зовущее к самоотречению, самопожертвованию, подвигу. В. - заставляет испытывать сложное чувство восхищения, восторга, ликования, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим все возможности его восприятия и понимания. В. путем внезапного потрясения представляет нашему духу выход из чувственного мира, в то время как красота приковывает к нему. Таким образом, в. – есть превосходная степень прекрасного, его особый род, отличающийся величиной и мощью. С другой стороны в. - противоположно прекрасному, т.к. при его восприятии возникает эстетически негативная реакция.

В греческой античности в. появилось в связи с понятием энтузиазма (божественного воодушевления, приписывающегося прорицателям, провидцам, поэтам). Первоначально в. было осмыслено как стилистическая фигура риторики - означало особый строй речи – величественный, строгий, высокий. При этом оратор должен был владеть не только самой техникой речи, но и быть расположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям.

Грандиозность, масштабность, монументальность – формы возвышенного в искусстве (пирамиды – величие фараона, его божественная суть).

В средние века все искусство, связанное с культом, функционировало в модусе возвышенного, что соотносилось с идеей восхождения к Богу. Наиболее оптимально в. выражено в форме иконы. в эпоху Возрождения возвышенные образы также трактовались в стремлении искусства выразить божественную субстанцию (существование внутреннего за пределами внешнего – образы Мадонны, сюжеты св. писания и др.)

Марксистко-ленинская эстетика видела возвышенное в понятиях патетического и героического, проявляющегося в идеологически заряженной личности – бескорыстном борце за идеалы ком. партии. Позже – тема войны. Возвышенные события в искусстве связаны с яркими, пафосными худож. средствами, с яркими образами, монументальными формами.

Низменное противоположно возвышенному. («Чуждайтесь низкого – оно всегда уродливо» Буало). Н. – крайняя степень безобразного, негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества, сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них угрозу.

В ХХ в. эстетика низменного распространилась в связи с учением Фрейда (н. – основное свойство человеческой природы). В целом для современного искусства характерна дегероизация, вытравливание возвышенного содержания, утрата идеалов, глумление над идеалами прошлого и настоящего. Крайние проявления – эстетизация низменного.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 + 4 =