Защита служебной и коммерческой тайны

Защита авторских и смежных прав

Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой защитой. В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием "защита авторских и смежных прав" охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их областей при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. В последние годы в России наблюдается резкий рост нарушений авторских прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации и т.д.. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских прав, которые представляет российское законодательство, имеет особую актуальность.

В общем виде право на защитуможно определить как предоставленную управомоченнуму лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц. Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распространение среди специалистов мнение, в соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право.

Данное право в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения.

Предметом защиты являются не только субъективные авторские и смежные права, но и охраняемые законом интересы. Субъективное авторское право и охраняемый законом интерес являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем они не всегда разграничиваются в литературе и на практике. В основе всякого авторского права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное авторское право и предоставляется управомоченному. Одновременно охраняемые законом интересы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъективными правами, в связи с чем защита охраняется законом интереса. Так, например, интерес заказчика в использовании произведения выступает в форме полученных им по договору от автора субъективных прав на использование произведения, защитой которых обеспечивается и защита соответствующего интереса.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной использователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе.

Нарушителем авторских смежных прав является физическое лицо или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и бах данных" и иных законодательных актов, регулирующих авторские права и смежные с ними отношения. В принципе, нарушителем может стать любой участник авторских или смежных с ним отношений, в том числе сам создатель творческого произведения, который игнорирует права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности своих соавторов, не выполняет условия заключенного им авторского договора и т.п. Однако, чаще всего нарушителями авторских прав и смежных прав оказываются лица, которые допускают незаконное использование охраняемых произведений и объектов смежных прав. Подобные действия считаются контрафактными, а сами нарушители именуются пиратами.

Нарушителями авторских и смежных прав выступают как частные фирмы, так и государственные (муниципальные) организации. Практика РАО показывает, что с первой категорией нарушителей разрешить конфликтную ситуацию нередко проще, чем со второй. Свои контрафактные действия государственные и муниципальные организации оправдывают тем, что в утвержденных им сметах даже не предусматривается статья расходов на выплату авторского вознаграждения.

загрузка...

Нарушителями авторских и смежных прав нередко оказываются несколько незаконных пользователей произведений и объектов смежных прав, действия которых образуют самостоятельные правонарушения. Так воспроизведение произведения или фонограммы с нарушением авторских или смежных прав автоматически означает и незаконность действий по их распространению , публичному исполнению, передачи в эфир и иным видам использования. Если указанные действия осуществляются разными организациями, все они должны рассматриваться в качестве нарушителей соответствующих авторских или смежных прав. При этом незнание отдельных пользователей о том, что они имеют дело, по сути, с контрафактной продукцией, может свидетельствовать при известных обстоятельствах, лишь об их невиновности, но не устраняет самого факта нарушения ими авторских или смежных прав. Данное обстоятельство должно быть учтено судом при оценке возможности применения к ним отдельных санкций, но не может служить основанием для отклонения обоснованных требований авторов и обладателей смежных прав о защите их нарушенных прав.

Нарушение авторских и смежных прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора передачи авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении авторского или смежного права, а также, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита авторских или смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских или смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращаются за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т.п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдиксционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к ведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на рассмотрение третейского суда.

Специальной формой защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст.11 ГК РФ следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Пример:

Сменить вывеску, видимо, придется магазину детских товаров "Чебурашка", расположенному на Ленинском проспекте г.Москвы. Имя Чебурашки (диковинного ушастого зверька) полностью принадлежит его создателю – писателю Эдуарду Успенскому, и не может использоваться другими без разрешения автора. Заключать договор с писателем детский шопинг-центр не стал и отказался выплачивать авторских гонорар. Писателю уже не в первый раз придется защищать свою зверюшку в суде. Несколько лет назад он добился запрета на использование имени Чебурашка на конфетах.

("Интеллектуальная собственность", №3, 1999)

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди указанных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Способы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

· признания прав;

· восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

· прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

· возмещения убытков;

· взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

· выплаты компенсации в определенных законом пределах.

Предусмотренные законом способы защиты авторских и смежных прав неоднородны по своей юридической природе, что также оказывает существенное влияние на возможности их реализации. Наиболее распространенными в литературе являются их подразделение на меры защиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам. Практическую значимость при этом имеет обстоятельство, что по общему правилу, меры ответственности в отличие от мер защиты применяются лишь к виновным нарушителям авторских и смежных прав и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав и (или) возложения на него дополнительных обязанностей. Напротив, меры защиты могут быть реализованы по отношению к любым лицам, которые своим поведением нарушают авторские или смежные права. Среди гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, предусмотренных действующим законодательством, мерами ответственности могут быть лишь возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода, выплата компенсаций, а также компенсация морального вреда, все остальные являются мерами защиты.

Пример:

Бессмертные произведения Михаила Булгакова – романы "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия" – стали предметом судебного разбирательства между наследниками писателя и издательства "Синерге". Потомки вдовы Булгакова собирались отсудить более 80 тыс.руб. за незаконное использование интеллектуального наследства.

Конфликт между внуками Елены Булгаковой (музы, ставшей прообразом Маргариты) и издательством возник после того, как самые известные произведения писателя вышли в серии "Новая школьная библиотека". Издательство несколько преждевременно сочло "Мастера и Маргариту" и "Белую гвардию" общественным достоянием и опубликовало оба романа без согласия наследников.

Однако по Закону об авторских правах в достояние общественности произведения переходят лишь по истечении 50-летнего срока охраны. Причем исчисляется он либо с даты смерти автора, либо с момента первого обнародования. Роман "Мастер и Маргарита" был впервые напечатан после смерти Михаила Булгакова в 1967г., "Белая гвардия" – в 1973г., а одноименный спектакль по этой пьесе – лишь в 1989г.. Следовательно, права на их использование еще многие годы будут принадлежать семье литератора.

Поскольку добровольно выплатить компенсацию за нарушение авторских прав издательство отказалось, наследники обратились с иском в Чертановский суд столицы и требуют 1000 минимальных зарплат.

("Интеллектуальная собственность", №1, 2000)

Понятие служебной и коммерческой тайны относится к числу наименее разработанных в науке российского права категорий. Очень мал опыт практического применения правил об охране коммерческой тайны деятельности.

Систему российского законодательства об охране коммерческой тайны образуют совокупность правил, которые закреплены ГК РФ (ст.139), Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", законами, регламентирующими деятельность налоговых и таможенных органов, страховых организаций и т.д., а также дополнительными и развивающими их подзаконными актами. Специальный закон об охране коммерческой тайны в России, как и в подавляющем большинстве стран, отсутствует.

Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которым нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Коммерческая тайна рассматривается в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности, представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, и является видом информационных ресурсов.

Информация как таковая по своей сути нематериальна, хотя ее хранение и распространение осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей. Знания, если только к ним имеется свободный доступ, не могут быть монополизированы каким-либо конкретным лицом и с момента своего обнародования становятся всеобщим достоянием.

Как объект интеллектуальной собственности, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей. В ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и эффективности применяемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.

Важнейшей особенностью коммерческой тайны является ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятием коммерческой тайны могут подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.

Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полной уплатой налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Однако, повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, не могут составлять коммерческую тайну:

· учредительные документы;

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· документы о платежеспособности;

· ведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

· документы об уплате налогов и других обязательных платежей;

· сведения о загрязнении окружающей среды;

· сведения о нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда;

· реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения.

Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей её среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока её охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая её образует, а также имеются предусмотренные законом условия её охраны.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьим лицом для достижения своих целей, которые бы никто не приобрел, если они были бы предложены к продаже. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его продукции, работ и услуг и т.д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей., и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализов образцов выпускаемой продукции, знакомством с публикациями и т.п., она коммерческой тайной не признается.

В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры по охране её конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для её охраны. Главное сохранить определенные сведения в тайне от окружающих. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты, обязанности о неразглашении им известных сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики.

Наряду с термином "коммерческая тайна" в законодательстве и на практике широко используются термины: "секрет производства", "ноу-хау", "торговые секреты", "конфиденциальная информация" и т.д. Хотя каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование служебной и коммерческой тайны.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

22 + = 25