Значение искусства

Комментарий. Герберт Рид (1893 – 1968) – классик современной западной эстетики. Г. Рид воспринял все плодотворные для эстетического исследования влияния, обнаружившие себя в XX веке, однако главным для него было исходить из эмпирического материала, прежде всего – материала истории искусств. Вот названия лишь некоторых из его работ: «Байрон», «Австралия. Живопись аборигенов», «Искусство и общество», «Искусство сегодня».

Различие между искусством и красотой

Большинство наших неудачных концепций искусства вырастают из отсутствия последовательности в употреблении слов «искусство» и «красота». Мы всегда принимаем, что все, что прекрасно, есть искусство, или что все искусство прекрасно, а то, что не прекрасно, не есть искусство, и что безобразие есть отрицание искусства. <…>

Смотрим ли мы на эту проблему исторически (помышляя, чем было искусство в прошлые века) или социологически – мы находим, что искусство было до сих пор или часто является вещью отнюдь не прекрасной.

Классический идеал

Понятие красоты имеет ограниченное историческое значение. Оно сформировалось в античной Греции и было результатом особой философии жизни. Та философия была антропоморфического рода; она превозносила человеческие ценности. Искусство, как и религия, было идеализацией природы и особенно человека как кульминирующего пункта природного процесса. Типом классического искусства является Аполлон Бельведерский или Афродита Милосская – совершенные или идеальные типы человеческого, совершенным образом исполненные, с совершенными пропорциями, благородные и безмятежные; одним словом – прекрасные. Этот тип красоты был подхвачен Римом и возобновлен в эпоху Ренессанса.

Мы все еще живем в традиции Ренессанса, и для нас красота неизбежно ассоциируется с идеализацией человеческого типа, который был выработан древним народом в далекой стране, не имеющего отношения к действительным условиям нашей повседневной жизни. Возможно, в качестве идеала он и хорош, но мы должны осознать, что он лишь один из нескольких возможных идеалов. Он отличается от византийского идеала, который был скорее божественным, нежели человеческим, интеллектуальным и абстрактным. Он отличается от первобытного идеала, который был и не идеалом вовсе, а, скорее, умилостивлением, выражением страха перед лицом таинственного мира. Он отличается также от восточного идеала, который тоже абстрактен, не-человечен и скорее инстинктивен, нежели интеллектуален. Но наши привычки мыслить настолько зависимы от нашей словесной экипировки, что мы пытаемся заставить это единственное слово «красота» служить всем этим идеалам как выраженным в искусстве. Если мы честны перед самими собой, то мы должны раньше или позже почувствовать вину, проистекающую от словесного искажения. Греческая Афродита, византийская Мадонна и дикарский идол из Новой Гвинеи не могут все принадлежать к этому классическому понятию красоты. Мы не должны забывать о бытии непрекрасного, или безобразного. И кроме того, прекрасные или безобразные, – эти объекты могут быть вполне законно описаны как произведения искусства.

Искусство и эстетика

Независимо от того, как определяем чувство красоты, мы должны немедленно классифицировать его как теоретическое, абстрактное. Обнаружениями этой красоты являются живые люди. Здесь выявляются три стадии: первая – прямое восприятие материальных качеств – цветов, звуков, жестов; вторая – согласование подобных восприятий в приносящие удовольствие образцы и модели. Эстетическое чувство может быть охарактеризовано как ограничивающееся этими двумя процессами, но может быть также и третья стадия, которая наступает, когда подобное согласование восприятий делается корреспондирующим с прежде существовавшим состоянием эмоции. Тогда мы говорим, что эмоции дано выражение. В этом смысле справедливо сказать, что искусство есть выражение. Но всегда необходимо помнить, что выражение в этом смысле есть последний процесс, опирающийся на предшествующие процессы чувственного восприятия.

Эстетика, или наука о восприятии, касается только первых двух процессов; искусство может вовлекать в себя не только эти ценности эмоционального рода.

Печатается по: Рид Г. Значение искусства // Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов. – М., 2002.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие дисциплины изучают искусство?

2. Что такое искусство?

3. Какие существуют гипотезы о генезисе искусства?

4. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры?

5. Перечислите фукции искуства.

6. В чем суть «религиозной» концепции происхождения искусства?

7. В чем заключается различие между искусством и красотой, по Г. Риду?

Литература

1. Борев Ю. Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.

загрузка...

2. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.

Тема 14. Классификация искусств

I. Проблема классификации видов искусства

II. Синтез искусств.

Основные понятия: виды и жанры искусства, художественные средства, синтетические искусства, мусические искусства

I. Древним грекам искусство представлялось в виде двух частей целого – это искусство изобразительное, включающее архитектуру, скульптуру и живопись, и искусство мусическое, которое называлось так потому, что его покровителями считались девять муз. К мусическим искусствам относились: музыка, эпос, лирика, трагедия, комедия, философия, история, красноречие, орхестика. Главное внимание при этом обращалось не на внутреннее родство, а на различия.

Художественная литература

В настоящее время наиболее распространена следующая классификация видов искусства.

Значение искусства для искусства
Значение искусства для искусства

Схема 14.1. Виды искусства

Также эстетика выделяет виды искусства по следующим признакам:

- по вещественности или невещественности материала;

- горизонтальное членение: искусство городское / деревенское; европейское / экзотическое;

- вертикальное членение: разделение искусства на высокое / популярное.

II.

Значение искусства для искусства

Схема 14.2. Синтез искусств

Значение искусства для искусства

Схема 14.3. Классификация искусств по социальному признаку

Значение искусства для искусства

Схема 14.4. Структура искусствознания

Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т.д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Основной тезис.Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, компьютерная анимация. Разделение искусства на виды обусловлено, во-первых, его эстетическими функциями, во-вторых, – духовным богатством и многообразием действительности, в-третьих, – богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства. Художественное развитие человечества – это два встречных процесса: 1) от синкретизма первобытного и церковного искусства к образованию самостоятельных видов искусства; 2) от отдельных искусств – к их синтезу. Соотношение между искусствами, их внутреннее сходство и иерархия исторически изменчивы и подвижны. Взаимодействие видов искусства ускоряет развитие художественной культуры, позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и многоликости. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами.




Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML- теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 + 5 =